Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/users/t/transformer/domains/chegu.ru/engine/classes/mysqli.class.php on line 162 ИП и его Конституция » Все для студента
Сегодня:
Опубликовано сегодня: 1 новость
Новых учасников сегодня: 2 человека
НАВИГАЦИЯ  

 
 
КАЛЕНДАРЬ  
 
   
Голосование  

неделя рубежного контроля
зачетная неделя
каникулы
сессия
семестр


 
   
Архив  
 
   
Статистика  

Rambler's Top100
Партнеры сайта  
 
   
   
 


11 ноября 2009 ИП и его Конституция Главная

ИП и его Конституция

ИП и его Конституция

На конституционном референдуме 12.12.1993 была принята Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ), которую индивидуальный предприниматель (сокращённо – ИП) впервые смог назвать своей, сделанной под него и в полной мере учитывающей его давнишние надежды и чаяния. Одновременно прекратила свое действие Конституция (Основной Закон) Российской Федерации (России), принятая 12.04.1978 и применявшаяся с последующими изменениями и дополнениями. В Конституции РФ, закрепившей новое государственное устройство, нашли отражение качественные изменения российского общества и государства, которые произошли на рубеже 90-х гг. XX столетия. Принципиально важно и то, что новая Конституция РФ имеет прямое действие, т.е. ее нормы не нуждаются в опосредовании и конкретизации при помощи других правовых актов и применяются всеми, кому они адресованы, а также судами непосредственно.

Конституция РФ содержит ряд важных нормативных положений, которые в совокупности составляют конституционные гарантии предпринимательства, в том числе – индивидуального, в современной России. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу в иерархии правовых актов в нашей стране; законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Поэтому юридически гарантированные Конституцией РФ основы предпринимательства не могут быть изменены или нарушены ни одним правовым актом, принятым в России на федеральном, региональном, муниципальном или локальном уровне.

Конституционные гарантии предпринимательской деятельности можно разделить на две группы: относящиеся к основам конституционного строя и относящиеся к правам и свободам человека и гражданина.

Особенность основ конституционного строя, сформулированных в главе 1 Конституции РФ, состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции РФ

содержат нормы, направленные на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она установлена - в Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ или постановлениях Правительства РФ, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях возникновения таких противоречий соответствующие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу . Основам конституционного строя не могут противоречить также действия и решения должностных лиц, государственных и муниципальных органов, граждан и их объединений.

Среди конституционных гарантий предпринимательства в России, относящихся к основам конституционного строя, можно выделить следующие нормы Конституции РФ:

- гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение

товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической

деятельности (ч. 1 ст. 8);

- признаются и защищаются равным образом частная, государственная,

муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8);

- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной,

муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).

Конституция РФ исходит из принципа независимости прав и свобод человека, сформулированных в ее главе 2, от произвола государства . Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции РФ, обязуется через деятельность органов законодательной и исполнительной власти, судов, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.

Конституционные гарантии предпринимательства, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина, в зависимости от их целевой направленности можно, в свою очередь, условно разделить на три подгруппы - основные, вспомогательные и обеспечительные (или защитные).

К первой подгруппе можно отнести следующие положения:

- каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для

предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1

ст. 34);

- право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35);

- каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35);

- граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 1, 2 ст. 36);

- никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35);

- законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение

налогоплательщиков, обратной силы не имеют. При этом каждый обязан платить законно

установленные налоги и сборы (ст. 57);

- право наследования гарантируется (ч. 4 ст. 35).

Вторую подгруппу образуют права и свободы, способствующие надлежащей и полной реализации конституционных гарантий первой группы. Среди них можно выделить, например, такие, как:

- свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);

- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);

- право свободно передвигаться на территории Российской Федерации, свободно выезжать за ее пределы; право гражданина России свободно возвращаться в Российскую Федерацию;

- право граждан России обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Третья подгруппа объединяет те конституционные гарантии, которые специально ориентированы на обеспечение эффективной реализации всех прав и свобод человека и гражданина, составляющих основы правового статуса личности в Российской Федерации, в том числе тех из них, которые нами условно отнесены к первым двум подгруппам. Обеспечительные (или защитные) гарантии выражены главным образом в следующих конституционных нормах:

- государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется (ч. 1

ст. 45);

- каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не

запрещенными законом (ч. 2 ст. 45);

- каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46);

- решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46);

- каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46);

- каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Совокупность указанных конституционных гарантий предпринимательской деятельности юридически обеспечивает стабильность основ предпринимательства в нашей стране. Устойчивость этих гарантий, невозможность их внезапной отмены или изменения обеспечены самой Конституцией РФ. Это проявляется, в частности, в том, что положения глав 1 ("Основы конституционного строя") и 2 ("Права и свободы человека и гражданина") не могут быть пересмотрены ни Федеральным Собранием, ни тем более другим органом государства. Напомним, что, согласно ст. 135 Конституции РФ, если предложение о пересмотре положений указанных глав будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон пока не принят) созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой федеральной Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовали более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей.

Целям защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации служит деятельность Конституционного Суда РФ -судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Компетенция Конституционного Суда РФ установлена ФКЗ от 21.07.1994 "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Из сказанного следует вывод, важный практически для всех, кто занимается бизнесом в России или имеет такое намерение: в рамках существующего конституционного строя нет оснований опасаться умаления значения перечисленных выше конституционных гарантий предпринимательской деятельности и тем более запрета предпринимательства, возврата к правовой ситуации, подобной той, которая имела место в годы советской власти. Юридическими гарантиями, направленными на предотвращение противоправных, антиконституционных методов изменения основ конституционного строя, являются, в частности, соответствующие статьи главы 29 УК РФ, которые предусматривают уголовную ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Что же касается возможности изменения Конституции РФ правовыми, законными, демократическими методами, то в целях обеспечения стабильности конституционно-правового порядка в нашей стране изменение основ конституционного строя максимально затруднено механизмами, заложенными в самой Конституции РФ. В то же время целесообразно учитывать, что соотношение политических сил, представленных в Государственной Думе после парламентских выборов 07.12.2003, создает реальные правовые возможности для внесения изменений в Конституцию РФ.

На рассмотренных выше конституционных положениях базируется система нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и правовое положение ее участников (в т.ч. индивидуальных предпринимателей) в Российской Федерации. Основу этой системы составляет новый ГК РФ.

01.01.1995 была введена в действие часть первая ГК РФ от 30.11.1994, которая закрепила правовое положение как индивидуальных предпринимателей - физических лиц, так и различных видов коллективных предпринимателей - юридических лиц, определила понятие предпринимательской деятельности и основные "правила игры" для участников гражданского оборота. Кроме того, с введением в действие нового ГК РФ утратили силу и перестали применяться ряд нормативных правовых актов Российской Федерации и многие нормы союзного законодательства, весьма неопределенно и противоречиво регламентировавшие предпринимательскую сферу. Сохранившие свое действие российские правовые акты и акты законодательства Союза ССР отныне стали применяться постольку, поскольку они не противоречат части первой ГК РФ . Так завершилась "война законов", о которой говорилось выше. Гражданское законодательство стало более ясным и определенным, стимулирующим экономическую активность . Это был мощный правовой импульс для развития предпринимательства, которое не смогли остановить даже тяжелейшие последствия экономического кризиса 1998 г. Основные итоги первой очереди автоматизированной обработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 года, которые подвел Госкомстат России, показали, что на момент проведения переписи индивидуальными предпринимателями являлись около 2-х млн. человек (3% населения страны); примерно 1 млн. человек (1,5%) выступали в качестве работодателей, привлекающих для осуществления своей деятельности наемных работников . По некоторым оценкам, в марте 2004 г. количество граждан-предпринимателей, состоящих на налоговом учете, составляло уже около 4,7 млн. человек. Только за январь и февраль 2004 г. государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей впервые прошли 60 тыс. человек . Эти цифры вселяют надежду на то, что у индивидуального бизнеса в России имеются неплохие перспективы. Однако существуют и серьезные практические проблемы, о которых будет сказано ниже.

Предпринимательство успешно развивается и приносит ощутимые социально-экономические результаты в тех странах, где государство обеспечивает благоприятный инвестиционный климат, стабильность политической и правовой систем, высокий уровень жизни своих граждан, защищает экономику от потрясений. К сожалению, в Российской Федерации сделать это пока не удалось. Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, в ходе которого россияне давали оценки итогам 2003 г. На вопрос "Как бы вы оценили в целом политическую обстановку в России?" только 6% опрошенных признали ее благополучной, 30% - спокойной. Большинство же участников опроса (51%) сочли политическую обстановку напряженной .

Политическая ситуация в стране непосредственным образом влияет на экономику. Кампании по борьбе с олигархами, показательные налоговые проверки крупнейших корпораций , связанные с этим потрясения фондового рынка, банковский кризис (или кризис доверия к банкам?) лета 2004 г. и другие известные факторы не способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата в России. По мнению известного экономиста профессора Е. Ясина, являющегося убежденным сторонником идеи государственно-частного партнерства, крайне важно, чтобы взаимоотношения между бизнесом и государством основывались на доверии и не сопровождались какими-либо прецедентами давления. Сегодня же, похоже, бизнес переживает глубокое недоверие к власти .

В докладе Всемирного банка о российской экономике был сделан вывод о "наличии в стране долгосрочных рисков". "Бегство капиталов" в первом квартале 2004 г. достигло 3,5 млрд. долларов. Как отмечали эксперты Всемирного банка, этот факт, а также "скромный" уровень прямых иностранных инвестиций, "видимо, отражают оценку инвестиционного климата в России" . По некоторым данным, неофициальный отток

капиталов за первый квартал 2004 г. достигал даже 4,6 млрд. долларов . По итогам первого полугодия 2004 г. эта цифра увеличилась уже до 10 млрд. долларов (это немного меньше, чем за весь 2003 г.) .

В 2005 г. оценки аналитиков Всемирного банка не стали более оптимистичными. По их мнению, в России существенно выше риски для бизнеса, чем в развитых странах, и это ухудшает инвестиционный климат. В числе главных препятствий для нормального развития частной инициативы по-прежнему "непредсказуемость интерпретации законов", "отсутствие уверенности в том, что суд отстоит права собственности" . Несмотря на то, что в 2005 г. банками впервые за 10 лет был обеспечен ввоз капитала, превышающий его вывоз, за этот же год нефинансовые организации и граждане вывезли из страны 7,9 млрд. долларов. По мнению аналитиков, среди причин - нестабильный деловой климат в России, в связи с чем многие компании выводят свои капиталы из-под российской юрисдикции, возвращая их позже из офшоров уже как иностранные инвестиции. Эта точка зрения подтверждается данными Росстата - по состоянию на начало сентября 2005 г. больше всего инвестиций поступило из двух офшорных зон: Кипра (17,5 млрд. долларов) и Люксембурга (16,1 млрд. долларов). При этом такие экономически развитые страны, как Великобритания, Германия, США, инвестировали в Россию соответственно 9,6, 9,3, 7,1 млрд. долларов .

Не добавляет инвестиционной привлекательности российской экономике и постоянно подогреваемая некоторыми политическими силами дискуссия о том, необходим ли пересмотр итогов приватизации предприятий, осуществлявшейся в 90-х годах. Интересны результаты опроса, проведенного ROMIR Monitoring 30 октября - 3 ноября 2003 г. Положительно на этот вопрос ответили 62% опрошенных, отрицательно -только 30%, затруднились ответить 8% . Быть может, эти цифры отражают ментальность значительной части российского общества, воспитанной в убеждении, что для достижения всеобщего благоденствия достаточно вовремя "отнять и поделить" чужое имущество? Во всяком случае, приведенные данные вряд ли могут вселить в предпринимателей и других собственников уверенность в политической и экономической стабильности в нашей стране.

Вашингтонский институт Катона (Cato Institute), специализирующийся на исследованиях либеральных экономических моделей, опубликовал ежегодный индекс экономической свободы в различных странах мира. В индексе учитывалось несколько десятков показателей, относящихся к пяти категориям: размер государственного участия в экономике, законы и защита прав собственности, легкость получения кредитов, международная торговля, правила и регулирование экономики. В данном исследовании самой свободной экономикой признана гонконгская. Второе место по уровню свободы занял Сингапур, третье "поделили" экономики Новой Зеландии, Швейцарии, Великобритании и США. Российская экономика заняла 114-е место из 123, оказавшись

между Того и Бурунди. Многолетние индексы Института Катона показывают прямую зависимость между уровнем свободы экономики и темпами ее роста, размерами инвестиций. Для достижения высокой прибыльности национального хозяйства ключевым становится наличие юридической системы, надежно защищающей права собственников .

Как было показано выше, в России существуют формально-юридические контуры такой системы, выражающиеся в наличии конституционных и иных правовых гарантий предпринимательской деятельности. Однако реализация этих гарантий в отечественной политике, судебной и иной правоприменительной практике пока оставляет желать лучшего... Судебная власть в нашей стране еще только пытается стать самостоятельной, независимой как от политики государства, так и от экономического воздействия извне. Не в этом ли одна из причин невысоких экспертных оценок привлекательности российской экономики?

На один из недавних примеров сотрудничества исполнительной и судебной властей обратил внимание в своем заявлении Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Как следует из заявления, в "Российской газете" от 18.04.2006 были "опубликованы материалы о результатах рабочей встречи губернатора Кемеровской области и Председателя Кемеровского областного суда. Согласно публикации, глава исполнительной власти, обеспокоенный вынесением слишком мягких приговоров и освобождением подсудимых от ответственности, попросил объяснений от руководителя областного суда. Последний, в свою очередь, опроверг сведения о либерализме кемеровских судов, убедительно доказав, что уровень "карательной политики" судов в области гораздо выше, чем в целом по стране". В связи с этим Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, в частности, отметил, что подобные явления грозят уходом от справедливого судебного разбирательства, заменой профессионализма и убежденности духом чиновничьей угодливости, превращением суда в орган "исполнения поручений" .

К сожалению, в современной России суд относится к тем институтам, которым граждане доверяют меньше всего. Показательны результаты социологического исследования (Левада-центр, ноябрь 2004 г.). На вопрос "Если вы станете жертвой произвола милиции, защитят ли вас другие правоохранительные органы - прокуратура, суд?" положительно ответили лишь 4% опрошенных. Согласно исследованию фонда "Общественное мнение", 46% опрошенных отрицательно оценивают деятельность судов и лишь 26% - положительно. Многие (44% опрошенных) избегают обращения в суд, считая это хлопотным, затратным, а зачастую безрезультатным . При этом, по официальным данным, ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают более 5 миллионов гражданских дел, арбитражные суды - 1 миллион дел по экономическим спорам . Можно предположить, что такое количество споров свидетельствует о серьезных трудностях в сфере гражданских правоотношений и предпринимательской деятельности.

Одной из наиболее существенных проблем в России является коррупция, которая становится все более массовой и привычной во всех сферах жизни. Она приобрела

системный характер, оказывает разрушительное воздействие на функционирование государственных институтов. Понятие "коррупция" наиболее широко сформулировано в документах ООН и Совета Европы: злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.

Нередко предпосылки для коррупции, или коррупционные факторы, закладываются уже в нормах законодательных актов. К таким факторам специалисты относят, например, множественность вариантов диспозиций правовых норм, широкие возможности ведомственного и локального нормотворчества, коллизии норм, определение компетенции по формуле "вправе", широкие дискреционные полномочия, отсутствие административных процедур, завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, отсутствие детализированных запретов и ограничений для государственных служащих, отсутствие ответственности государственных служащих и контроля, в том числе общественного, за их деятельностью, пробелы в законодательном регулировании и др.

Основными типами коррупционных нарушений являются: взятка; оказание давления с использованием должностного положения на подчиненные структуры, вмешательство в деятельность других государственных и негосударственных органов, требование предоставления информации; оказание предпочтения заявителям, конкурсантам, не основанного на объективном анализе и подготовке решения, рынок чиновничьих услуг; использование служебной информации; отказ от дачи информации; незаконное пользование государственным (муниципальным) имуществом; участие государственного служащего в предпринимательской деятельности и др. . Коррупционные нарушения в зависимости от их вида могут влечь уголовную, административную или дисциплинарную ответственность.

В результате исследования, проведенного в декабре 2005 г. фондом "Общественное мнение", выяснилось, что наиболее коррумпированными структурами россияне считают милицию и таможню (57% опрошенных), суды и прокуратуру (32%). При этом, по мнению 21% респондентов, коррупция наиболее часто встречается в местных органах власти .

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в июне 2005 г. презентовала в Москве доклад о состоянии российской экономики. В нем Россия охарактеризована как "слабая страна с сильными чиновниками", которая возвращается к принципам "вмешательства государственного аппарата в экономику", причем "коррумпированы все ветви власти". Согласно данным исследования, проведенного Консультативным советом по иностранным инвестициям при Правительстве РФ, на вопрос "что должны сделать власти для улучшения делового климата?" большинство опрошенных предпринимателей (86%) высказались за снижение коррупции, 56% рекомендовали провести судебно-правовые реформы, 47% - уменьшить бюрократизацию. Интересно, что снижение налогов оказалось не самым важным для улучшения делового климата: за такое снижение - лишь 13% респондентов . Приведенные цифры показывают, какое значение имеет борьба с коррупционными явлениями для развития предпринимательства и повышения эффективности экономики.

Еще одной актуальной проблемой для российских и иностранных предпринимателей в нашей стране является крайняя нестабильность законодательства, регулирующего многие важные для бизнеса отношения. Так, в Налоговый кодекс РФ сразу после его принятия стали вноситься бесчисленные изменения. Эта ситуация сохраняется на протяжении более шести лет, в течение которых налоговое законодательство изменяется практически ежемесячно. Например, в течение 2005 г. в Налоговый кодекс РФ было внесено 23 изменения. Вряд ли в таких условиях возможно успешное, перспективное планирование бизнеса... Некоторую надежду на перемены в этой сфере вселяет лишь то, что указанная проблема попала в поле зрения Президента РФ и он решительно высказался за то, чтобы в стране наконец наступила налоговая стабильность .

Всего в 2005 г. российским парламентом было принято 245 законов, около 70% из которых - это изменения и дополнения к ранее принятым законам. Председатель Конституционного Суда РФ справедливо обратил внимание на то, что в таком "поправочном законодательстве" заложена "внутренняя нестабильность", приводящая к юридическим коллизиям. В то же время в соответствии с планом работы парламент должен был еще два года назад принять пакет законов, касающихся борьбы с коррупцией, но до настоящего времени в этом направлении мало что сделано . Одна из причин того, почему "поправочное законодательство" преобладает над собственно законотворчеством, состоит в том, что многие законы принимаются как бы под условием: исходя из предположения, что данный закон незамедлительно необходим обществу и государству, Государственная Дума принимает его, Совет Федерации одобряет, предполагая в дальнейшем внести необходимые поправки .

Представляется, что в значительной степени такую законотворческую практику можно объяснить и тем, что большинство законопроектов сегодня становится законами без всестороннего, вдумчивого обсуждения и доработки с учетом мнения разных политических сил, представляющих различные группы населения: в нынешнем составе Государственной Думы результаты голосования оппозиционных фракций фактически не

влияют на принятие решений парламентским большинством, которое составляют депутаты "Единой России".

Современная экономическая и правовая ситуация в нашей стране, соответствующие ей настроения в предпринимательской среде и обществе в целом вряд ли способствуют развитию отечественного бизнеса. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в январе 2005 г., состояние национальной экономики как хорошее оценили 7% респондентов (в 2004 г. - 9%), как плохое - 40% (в 2004 г. - 35%) . Предприниматели, "поднимающие" в таких условиях российскую экономику, вносящие свой ежедневный вклад в увеличение валового внутреннего продукта, - безусловно, смелые и решительные люди. Однако им объективно необходимы реальные гарантии неприкосновенности собственности, экономической и личной свободы, надежности и прибыльности инвестиций в России.

Чрезвычайно важным в связи с этим представляется восстановление в полном объеме гласности, обеспечение реальной свободы слова и плюрализма мнений на телевидении и в других средствах массовой информации: граждане вправе получать всестороннюю и объективную информацию о событиях политической, экономической и социальной жизни. В правовом государстве в равной степени недопустимы как замалчивание общезначимых объективных фактов, так и тенденциозное освещение определенных событий только с одной - официальной позиции. Лишение населения права на объективную информацию не способствует формированию гражданского общества. Кстати, отвечая на вопрос "какие права человека наиболее важны?", заданный социологами Аналитического центра Юрия Левады, 26% респондентов назвали именно свободу слова, а 17% - право на получение информации . Пока же ситуация со свободой слова, по оценкам специалистов, оставляет желать лучшего: авторитетная международная организация "Репортеры без границ" присвоила России 140-е место (из 167) в международном рейтинге свободы прессы .

По нашему глубокому убеждению, только в условиях реальной гласности, идеологического многообразия, свободы средств массовой информации, неангажированности судов и правоохранительных органов возможна эффективная борьба с коррупцией - одной из острейших проблем не только бизнеса, но и всего российского общества. Если такие условия не будут созданы, то задача снижения уровня коррупции вряд ли будет решена.

Необходимо обеспечить политические, юридические и экономические условия стабильного развития национального права и экономики, формирования у предпринимателей и других граждан уверенности в завтрашнем дне. Важно, в частности, прекратить порочную практику внесения бесчисленных изменений и дополнений в действующие законодательные акты. Для этого целесообразно больше работать над концепциями будущих законов, тщательно, взвешенно и детально обсуждать и качественно дорабатывать законопроекты с точки зрения их содержания, экономического обеспечения, социальных последствий, предотвращения коллизий, а также юридической техники. Представляется, что законопроект должен выноситься на голосование лишь после всесторонней оценки его качества и исправления спорных положений с учетом мнения не только большинства, но и меньшинства депутатов Государственной Думы.

Одновременно в среде государственных и муниципальных служащих следует воспитывать уважение к российским предпринимателям, обеспечивать осознание социальной полезности их деятельности, ее основополагающей значимости для экономики и социальной сферы, стабильного поступательного развития нашей страны.

Безусловная защита законно нажитой собственности, прав и законных интересов ее владельца должна стать приоритетом в работе правоохранительных и иных правоприменительных органов.

Истинная независимость и высокая квалификация судей, эффективность судебной системы в условиях гласного судопроизводства могли бы реально повысить действенность конституционных и иных юридических гарантий предпринимательской деятельности в нашей стране.

Сегодня же еще рано говорить о полной трансформации России в государство, основанное на верховенстве закона и обеспечивающее гражданам всеобъемлющие гарантии прав и свобод человека . Не случайно многие авторитетные юристы, осознавая необходимость судебной реформы, в последнее время все чаще призывают к решению более масштабной задачи - осуществлению правовой реформы в России, которая еще никогда не проводилась в отечественной истории. Так, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин целью правовой реформы считает создание системных предпосылок для того, чтобы Россия наконец "взяла правовой барьер", т.е. полностью состоялась как правовое и одновременно справедливое государство. В качестве трех главных задач и одновременно направлений правовой реформы он видит: а) правовую трансформацию российского общества; б) трансформацию и стабилизацию системы права; в) реализацию жесткой и устойчивой системы правоприменения, гарантирующей доступ граждан к правосудию и обеспечению своих прав и свобод. При этом правовая реформа включает в себя судебную реформу, вопросы системы и содержания законодательства, юридического образования, правосознания населения и корпоративного самосознания юридического сообщества.

 (голосов: 0)
 
 
www.Chegu.ru © 2008-2011. Все права защищены